Научно-исследовательская работа
В соответствии со сложившимися традициями научно-исследовательская работа кафедры проводилась и проводится по трем основным направлениям.
1. Исследование подвижности и организация транспортного обслуживания населения, состояния и перспектив развития улично-дорожной сети городов.
2. Инженерно-градостроительное освоение территорий при сохранении элементов естественного ландшафта в агломерациях городов Среднего Урала и Западной Сибири.
3. Крупноразмерные детали и конструкции из водостойкого гипсобетона на основе местного природного и техногенного сырья для городского и агропромышленного строительства и ресурсосберегающие технологии их производства.
По первому направлению, созданному Р.А. Данцигом и находящемуся в настоящее время под руководством Л.В. Булавиной, проведены пионерные работы по комплексным транспортно-социологическим обследованиям в городах Урала и Казахстана: изучение транспортного обслуживания, расселения и подвижности населения, транспортной загрузки, пропускной способности. Результаты исследований использовались и используются в практике разработки генеральных планов крупнейших и крупных городов, комплексных транспортных схем, при реконструкции участков и узлов улично-дорожной сети. В контакте с проектными и научно-исследовательскими организациями страны кафедра участвовала в разработке методологических основ проектирования транспортных систем городов, в разработке генеральных планов и комплексных транспортных схем г. Свердловска, в дальнейшем - Екатеринбурга. Результаты комплексных транспортных обследований города, проведенныев свое время при активном участии студентов специальности, позволили сделать заключение о возможности создания в городе метрополитена.
Основателем второго научного направления в области планировки, застройки, инженерной подготовки городов и рабочих поселков в неблагоприятных природно-климатических условиях Северного Урала и Тюменской области был доцент Г.В. Шауфлер. Позднее этим направлением руководил доцент А.А. Беляев, разработавший методику комплексной оценки природно-климатических факторов и прогноза их изменений в результате градостроительного освоения территорий, методы экологически обоснованных приемов инженерной подготовки территорий. Результаты исследований по второму направлению способствуют совершенствованию методологических основ проектирования генеральных планов населенных мест и разработки проектов застройки, инженерной подготовки и благоустройства жилых микрорайонов, обоснованию рациональных путей и методов освоения неблагоприятных территорий (заболоченных, заторфованных, подтопляемых и т.п.).
Многолетние исследования лаборатории гипсобетона, созданной при кафедре, завершились крупным промышленным внедрением - строительством в г. Красноуфимске Свердловской области первого в стране завода крупноразмерных гипсобетонных изделий. За достигнутые практические результаты научных исследований участники разработки А.А. Антипин, С.В. Беднягин, Л.И. Рябоконь, В.К. Сисьмеков, И.Ф. Худяков в 1983 г. были удостоены премии Совета министров СССР. В дальнейшем по разработкам лаборатории гипсобетона был запроектирован цех по производству изделий с использованием фосфогипса Среднеуральского медеплавильного завода. Исследования в области водостойких бесцементных гипсовых вяжущих и бетонов на их основе продолжаются в направлении расширения сырьевой базы и утилизации промышленных отходов.
В последние годы в рамках госбюджетных НИР на кафедре проводятся исследования по разработке эколого-градостроительных мероприятий при формировании , эксплуатации и реконструкции городов и жилых районов.
С решением экологических проблем связаны все три вышеназванные научные направления. Разрабатывается комплекс рекомендаций по улучшению экологического состояния атмосферного воздуха от вредного воздействия транспортных потоков - шума и загазованности. Рекомендации по формированию планировочной организации, застройке и инженерной подготовке районов в сложных инженерно-геологических условиях направлены на сохранение элементов естественного ландшафта, природного экологического равновесия застраиваемых территорий. Работы в области гипсобетона способствуют утилизации многотоннажных промышленных отходов (фосфогипса, зол ТЭС и др.)